ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 Л.А. Полевая,

старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 11 "Колокольчик"

 

Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет жизни ребенка и прямой зависимости качества их проживания от социальных условий, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды.

Развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, который вводит его в окружающий мир, мир предметов, явлений, чувств. Таким взрослым для малыша, посещающего группу раннего возраста, становится воспитатель. И воспитатель ответственен за создание предметно-игровой среды.

Почему тема «Предметно-игровая среда как условие оздоровления детей раннего возраста» затронула нас? Потому что в ходе  воспитательно-образовательной работы воспитатели детского сада № 11 «Колокольчик» столкнулbсь с рядом тревожных показателей психофизического здоровья малышей. Например, нервозность, плаксивость, излишняя стеснительность, зажатость или наоборот гиперактивность, неотрегулированные процессы торможения - возбуждения нервной системы, слаборазвитая мускулатура, мышечная деятельность, задержка развития речи. Более половины детей, приходя в детский сад, не имеют 1-ой группы здоровья.

Таким образом, целью нашей работы мы считаем укрепление здоровья детей, как физического, так и психического. Ориентируясь на цель и исходя из того, что психофизическое развитие ребенка зависит от окружающей его среды, на практике наши педагоги стремятся создать в группе такую предметно-игровую среду, которая служит пространством развития и оздоровления детей.

Организовывая в группе предметно-игровую среду воспитателями обязательно учитываются показатели физического развития и особенности психического развития детей раннего возраста, для того чтобы в процессе воспитания совершенствовать умения и навыки соответственно данному возрасту, иначе в ближайшем будущем неизбежно произойдет их задержка.

Разрабатывая в группе предметно-игровую среду, и разбивая ее на предметно-игровые зоны, мы  руководствовались следующими принципами:

1. Принцип активного движения, позволяющий детям совершенствовать и обогащать двигательный опыт.

2. Принцип разнообразия предметов и предметной деятельности, позволяющий ребенку развивать сенсомоторную чувствительность.

3. Принцип общения «глаза в глаза», позволяющий установлению близкого доверительного контакта.

4. Принцип безопасности и стабильности предметного пространства, снимающий с ребенка эмоциональную напряженность.

5. Принцип поощрения самостоятельности и накопления опыта предметно-игровой деятельности.

Исходя, из принципов организации предметно-игровой среды в группе раннего возраста как пространства оздоровления детей воспитатели этих возрастных групп большое внимание уделяют наличию в группе:

1. Физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития маленьких детей. В зоне двигательной активности находятся флажки, погремущки; различные мячи разных размеров и текстуры; мешочки с песком, для упражнения в равновесии; кегли, ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа ног; массажные рукавички; большой гимнастический мяч для развития гибкости позвоночника и координации движений; обручи, шнуры.

В режимные моменты физического развития детей входят утренняя зарядка, и гимнастика после сна. Маленьким детям не интересно делать зарядку как комплексный набор общеразвивающих упражнений, поэтому воспитатели проводят ее в игровой форме, чтобы вызвать у детей желание заниматься физкультурой. Дети очень любят делать зарядку под бодрую музыку, или под ритмичную речь, которая является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Детям очень нравится самим надевать массажные рукавички, растирать себя и друг друга. Приятно наблюдать за тем, как дети эмоционально откликаются на проведение зарядки и гимнастики, у них поднимается настроение, их активность направлена на желание быть здоровыми.

Так же наши воспитатели проводят с детьми закаливающие мероприятия: обливание ручек попеременно теплой и прохладной водой, пробежку босиком по «пуговичному» коврику после сна.

2. Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного. Окружающий мир – это, прежде всего, предметный мир, поэтому именно на основе сенсорной чувствительности происходит его изучение. Предметы ближайшего окружения являются для него первой ступенью познания мира. Поэтому уголок сенсорики содержит, пирамидки, башенки, мисочки-вкладыши, а также различные дидактические игры и игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Очень нравится детям мозаика, а также пазлы, наборы разрезных картинок на кубиках, развивающие игры с плоскостными формами. В основе действий с плоскостными геометрически формами, которые можно рассматривать как сенсорные «эталоны» заложена идея моделирования.

3. Работая с малышами третьего года жизни, мы обратили внимание, что в играх они начинают брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушки в роли врача. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи»: врач должен сделать укол и дать лекарство – значит, требуется какая-то условность, которая отличает игровое поведение ребенка именно в этой роли. Например, водитель будет вести себя не так как летчик. Как правило, ребятам помогает условное звукоподражание. Машина «бибикает». Самолет взмывает с шумовым оформлением «р-р-р» и тому подобное. Все эти тонкости придут только к концу третьего года жизни. Чтобы обеспечить полноценное развитие игровой деятельности необходимо, чтобы окружающая среда обогащала игровые сюжеты. Ввиду того, что ролевая, пусть даже элементарная игра входит в деятельность детей, окружающая среда должна быть обогащена специальными аксессуарами, на что мы обращаем особое внимание. В группе обустроена кукольная «комната», в которой дети разворачивают игровые сюжеты. Она состоит из спальни, кухни, гостиной. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию. Играя с детьми в кукольной комнате мы не делаем акцент только на девочках, стараемся привлекать в игру и мальчиков, так как уверены, что игры с куклами вызывают в детях положительные чувства заботы, доброты, ласки и прививают им любовь к близким и воспитывают ответственность в поведении.

4. Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому в группе имеется крупный и мелкий строительный материал. Конструирование дает возможность для развития творческой стороны интеллекта, поэтому в конструктивных играх с детьми наши воспитатели используют спичечные коробки, деревянные палочки, что способствует совершенствованию координации движений, мелкой моторики рук, воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания,

5. Чтобы удовлетворить потребность детей раннего возраста в наблюдениях за растительным и животным миром, в групповом пространстве создана «зеленая зона, в которой имеются различные комнатные растения. Наличие «зеленой зоны» позволяет сформировать элементарные трудовые навыки и заложить основы бережного отношения к природе. Вместе с детьми рыхлим землю в горшочках, поливаем, протираем пыль с листьев.

6. Малышей отличает любовь к книге, желание неоднократно прослушивать любимые произведения. Воспитывая уважение к книге и бережное отношение к ней, воспитатели привлекают детей к оформлению книжного уголка. Вместе расставляем книжки, проводим замену прочитанных книг на новые, «лечим» порванные книжки.

7. Чтобы развить воображение у детей, вызвать эмоциональный отклик на прочитанную или рассказанную сказку, войти в роль, используется уголок ряженья, который постоянно пополняется новыми костюмами в зависимости от того произведения (стихотворения, сказки, потешки), которые были прочитаны детям.

В современных условиях детский сад должен выступать проводником здорового образа жизни и гарантом укрепления психофизического здоровья детей. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика отрицательных эмоций и нервных срывов, полноценное физическое развитие должны осуществляться за счет организации предметно - игровой среды, ориентированной специально на ранний возраст и позволяющей ребенку проявить себя во всех видах деятельности.